АГИТЛАК/ГЛАВНАЯ

ЕВГЕНИЯ ГЕРШКОВИЧ. АГИТЛАК. ГАММА ПРЕСС. 2009

ИСКУССТВО
№3, 2009

Агитлак. Lacquer propaganda

АРТХРОНИКА
9/2009

НАГЛЯДНАЯП РОПАГАНДА

ARCHITECTURAL DIGEST
№8, 8/09

ПАЛЕХ SOVETICUS

ИНТЕРЬЕР + ДИЗАЙН
06,07/09

"Я собираю то, что сегодня не модно"

Известия 10,12,11/06/09

Помимо громких судебных дел адвокат Добровинский известен своей страстью к коллекционированию. Самую свежую его коллекцию - собрание лаковых миниатюр советской эпохи - теперь можно увидеть в книге "Агитлак". Зачем адвокату >>>

АЛЬБОМ АГИТЛАК

l' officiel № 108 6/2009

Серийный Собиратель

Артхроника 3/2009

"Агитлак"

ОГОНЁК №26/08

ОТ ИКОНЫ К СОВЕТСКОЙ МИНИАТЮРЕ

ОГОНЁК 8/1928

Проект «АГИТЛАК»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Выходит в свет альбом «АГИТЛАК»

Концепция: Наталья Семенова
Текст: Евгения Гершкович
Перевод на английский: Говард Голдфингер
Дизайн: Ирина Тарханова-Якубсон
Съемка: Владислав Карукин
Кураторы проекта: Александр Добровинский, Наталья Семенова
Консультант: Сергей Бобовников
Благодарим за помощь Анну Шпакову и журнал «Огонек»

Издательство «Гамма-пресс», Москва, 560 страниц, более 1500 иллюстраций

Альбом представляет уникальные коллекции лаковой миниатюры Палеха, Федоскино, Мстёры, Хoлуя, принадлежащие известному адвокату Александру Добровинскому и Елене Табак.

Впервые произведения знаменитых промыслов Палеха, Федоскино, Мстёры, Хoлуя — шкатулки, ларцы, пудреницы, портсигары, очешники, кубки, альбомы — предстанут в книге-альбоме в не совсем привычном качестве. Не нарядной продукцией, которую туристы обычно увозят с собой в качестве сувенира «from Russia», но как мощное орудие социалистической пропаганды и агитации

«Одним из чудес, созданных революцией» называл лаковые шкатулки Максим Горький. «Жизнь наша теперь станет красивой, как наши картины и коробочки. Наш нудный штампованный труд революция переключила на большое свободное искусство», — подтверждал Иван Голиков, первый палехский мастер.

Революция выбила твердую почву из-под ног иконописцев села Палех. 25 апреля 1919 года В. И. Ленин подписал декрет ВЦИК «О мерах содействия кустарной промышленности». Промыслы отныне объявлялись неприкосновенными. Художник Иван Голиков увидел в Кустарном музее в Москве лаковые шкатулки Федоскино, сделанные из папье-маше и быстро перенял эту технологию. С этого начинался знаменитый теперь на весь мир палехский лаковый промысел. Это произошло в 1922 году. Возрожденный из скорлупы церковности Палех зашагал вместе со страной. Объединившись в «Артель древней живописи», художники из «боговдохновенной» иконы прямиком угодили в нарождающийся соцреализм. Не без помощи неистового пролеткульта Палех, желавший соответствовать коллективному стилю эпохи, искал свой путь. Его толкования новой доктрины были примитивны, ведь на первых порах крестьянские иконописцы вообще не понимали, что им писать на «советских коробках».

Молодая страна нуждалась в валюте. «Из бумаги делать золото» было насущной задачей Палеха. Советы торговали искусством, как дворцовыми и музейными шедеврами, так и народными промыслами. Спрос на лак внутри страны был невысок — зато Палех отлично знали парижские модницы, американские коллекционеры, иностранные художники. От бывших иконописцев требовалась пропагандистская «сказка». Палехские, а также федоскинские, мстёрские, холуйские шкатулки превращались в маленькие винтики системы идеологической обработки — в так называемый агитлак.

Скачать DOC ›››

 

Мастер Михаил Дыдыкин. Коробочка «У лазарета медсануправления Ркка».
1930-е. Палех. 116 х 79 х 25

Увеличитьzoom

 

Чернильница «Х лет власти советов».
1927. Палех. 54 х 54 х 70 Чернильница с гербом РСФСР и надписью «Трудовая копейка советский рубль бережет» сделана к первому юбилею революции.
1927 год – не только начало индустриализации, Днепрогэс и железная дорога Турксиб, но и постепенное свертывание НЭПа

Увеличитьzoom

 

Мастер Николай Шилов. коробка «Демонстрация».
1933. Палех. Д. 90. В. 104 «слава трудовому народу», «мир между рабочими и крестьянами», «Работница и крестьянка, помни и выполняй заветы Ильича», «По ленинскому пути строить новую жизнь», «Трудовому народу – трудовая школа», «смена – смене» – такие названия дал художник изображенным сценам. в пятиконечную звезду на крышке закомпонованы два главных атрибута советского герба: серп и молот

Увеличитьzoom

 

Мастер Константин Сафонов. Портмоне с застежкой «Селькор Дуняша».
1931. Палех. 140 х 95 х 15 По кругу надпись: «После смены в жаркий полдень/в речке искупалася,/ На собранье в клуб “Шахтера”»/споро собиралася»

Увеличитьzoom

 

Мастер Трофим Лятов. Плакетка «женская секция парашютистов ОСОАВИАХИМовцев».
1939. Палех. 235 х 304
В 1933 на кондитерской фабрике «Большевик» в Москве был создан первый парашютный отряд, положивший начало массовому парашютному спорту в стране. а на фабрике «Красная мануфактура» организован первый в стране женский парашютный санитарный отряд, в который вошло двадцать работниц.

Увеличитьzoom

© Н. Cеменова. Концепция издания. 2009 | © Е. Гершкович. Тексты. 2009
© И. Тарханова-Якубсон. Дизайн. 2009 | © Д. Талыгин. Дизайн сайта. 2009
© А. Добровинский. Произведения. 2009 | © «Гамма-пресс». 2009

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

e-mail: agitlak@gmail.com