АГИТЛАК/ГЛАВНАЯ

МСТЁРА

ФЕДОСКИНО

ПАЛЕХ

ТЕХНОЛОГИЯ

ХОЛУЙ

Народный художественный промысел, родившийся из иконописной традиции. Местная иконопись отличалась введением бытовых сцен в сюжеты икон. В силу географической близости села с Палехом, художники Холуя, занявшиеся лаковым промыслом  испытали на себе сильное влияние стиля знаменитого соседа.

Село Холуй находится с одной стороны недалеко от Палеха, а с другой — от Мстёры. Название селу дала река Теза, врадающая в Клязьму: для лова рыбы в ней ставили плетни из прутьев, так называемые «холуи».

Жители Холуя, бывшего в XVI веке вотчиной Троице-Сергиевой лавры и Суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, были «приспособлены к иконописному делу», вели торговлю иконами, развозили их «по торжкам, заглушным деревням для промена на яйца и луковицу». Холуй, как Палех и Мстёра, поставлял иконы на всю Россию. Сбыт осуществляли скупщики-«офени».

С XVII века в Холуе производились преимущественно дешевые расхожие иконы. Мастера нередко грешили отходом от официально установленных церковью канонов и вводили вольные сюжеты, близкие к народному лубку. Мастера же, продолжавшие писать строго по канону, делали заказные иконы для монастырей и любителей старины.

Революция оборвала жизнь иконописного промысла. Учебно-иконописная мастерская была закрыта и ремесленники были вынуждены уходить на заработки в город. Небольшая группа энтузиастов вместе с Е.А. Зариным (учеником Ильи Репина), последним руководителем открытой в 1884 году Холуйской учебно-иконописной мастерской, искала в Холуе дело, в котором можно было применить свои профессиональные навыки. С 1919 года они пытались объединяться в артели: занимались росписью жестяных подносов (полуфабрикаты получали из Жостово), деревянных предметов домашнего обихода, матрешек (полуфабрикаты для них поставлял Сергиев Посад). Отдельные мастера брали в мастерской артели «Пролетарское искусство» работу на дом: пробовали расписывать клеенчатые коврики масляными красками и ежемесячно носили их в Мстеру. В 1931 году в Холуе был открыт филиал Мстерской артели.

Блестящие успехи Палеха и Мстеры по росписи темперными красками лаковых изделий из папье-маше воодушевил холуйских художников. Первые опыты относятся к 1928 году, а с 1934 года лаковой миниатюрой в Холуе стали систематически заниматься три основоположника местногопр омысла, бывшие иконописцы С. А. Мокин (1891-1945), К. В. Костерин (1899-1985) и В.Д. Пузанов-Молев (1892-1961).

В Холуе организуется самостоятельная артель художественных промыслов, в 1960 году реорганизованная в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры (ныне Холуйские художественно-производственные мастерские Союза художников России).

 

Евгения Гершкович

   

Мастер Василий Молев-Пузанов. Картина «Амурские партизаны».
1938. Холуй. 328 х 235 Исполнена по картине художника Александра Моравова «Амурские партизаны»

Увеличитьzoom

   

Неизвестный мастер. Коробка «Юность».
1950-е. Холуй. 220 х 265 х 70 Исполнена по картине художника Виктора Зинова

Увеличитьzoom

   

Мастер Костерин. Ларец «Чайка».
1947. Холуй. 150 х 104 х 74 Чайкина Лиза (1918–1941), героиня Великой Отечественной войны, связная партизан. После зверских пыток расстреляна фашистами 22 ноября 1941 года

Увеличитьzoom

   

Мастер Г.А. Иванов. Шкатулка «Политучеба в Красной Армии».
1938. Холуй. 205 х 65 х 14

Увеличитьzoom

   

Мастер А. Костерин. Портсигар с портретом летчика-героя Николая Тотмина.
1944. Холуй 115 х 81

Увеличитьzoom

© Н. Cеменова. Концепция издания. 2009 | © Е. Гершкович. Тексты. 2009
© И. Тарханова-Якубсон. Дизайн. 2009 | © Д. Талыгин. Дизайн сайта. 2009
© А. Добровинский. Произведения. 2009 | © «Гамма-пресс». 2009

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

e-mail: agitlak@gmail.com