АГИТЛАК/ГЛАВНАЯ

ХОЛУЙ

ФЕДОСКИНО

ПАЛЕХ

ТЕХНОЛОГИЯ

МСТЁРА

Народный художественный промысел. Родился в селе ранее населенном старообрядцами и славившемся своими иконописцами. Мастера Мстёры пишут на цветных, а не на черных фонах, как в Палехе, их манера живописнее. На мстёрскую лаковую миниатюру оказала сильное влияние западно­европейская живопись.

Мстёра — село во Владимирской области на берегу реки Клязьмы Прославилось «художных» дел мастерами: искусными вышивальщицами белой гладью, чеканщиками по меди и серебру. По всей России были известны мстёрские иконописцы, знавшие стили древних писем, поскольку большую часть жителей слободы составляли старообрядцы. Местные иконописцы умели писать по каноническим правилам, сложившимся во второй половине XVII века. Основными заказчиками мстёрцев были со старообрядцы; местные мастера славились также как непревзойденные реставраторы икон и фресок.

После 1917 года иконописный промысел во Мстёре существовать перестал. Часть мастеров в поисках заработка разбрелись по стране, а группа художников из одиннадцати человек 23 июля 1923 года Мстёры создала артель «Древнерусская живопись». Пробовали расписывать коробки, ларцы, солонки, куклы-матрешки; применяли выжигание, сюжетную роспись. В 1925 году в артели было уже тридцать человек, а через три года — шестьдесят.

В выработке собственного стиля мастерам помогали искусствоведы В. М. Василенко и А. В. Бакушинский. Считается, что на мстёрскую лаковую миниатюру повлияли западноевропейская живопись, в частности голландская, с ее тающими далями, персидская миниатюра с ее ковровой орнаментальностью и, разумеется, русский лубок.

Вдохновленные успехом Палеха, мастёрцы тоже занялись лаковой миниатюрой: живописью яичной темперой на шкатулках из папье-маше. 22 июня 1931 года энтузиасты — Н.П. Клыков (1861–1944), А. И. Брягин (1888-1948), Е. В. Юрин (1898-1983), И. А. Серебряков (1888-1967), В. И. Савин (1880-1957) — объединились в артель «Пролетарское искусство».

Со второй половины 1930-х и до конца 1950-х годов в развитии миниатюрной живописи Мстеры наступает полоса трудностей, поскольку всякая условность художественного языка объявлялась формализмом. Основной продукцией на промысле становится слащаво-приторная картинка, натуралистически копирующая станковую и монументальную живопись. В работах мстерских мастеров начинают проглядывать черты рыночного коврика 20-х годов. Многие мастера заходят в тупик и прекращают творческие поиски. В 1960 году артель преобразована в фабрику.

Стиль Мстёры:

Принципиальное отличие Мстёры в том, что ее манера живописнее, композиция разрабатывается на цветных, а не на черных фонах, как в Палехе. Белильная подготовка под живопись делается сплошной — за исключением полей, которые остаются черными и заполняются орнаментальной каймой.

Мстёра традиционно имеет два полярных цветовых строя — один холодный, голубовато-серый, другой с преобладанием охристо-желтого и киноварно-красного. Первый стремится к передаче пространства, глубины, второй — по преимуществу плоскостен, орнаментален.

Второе течение мстерской лаковой миниатюры шло в русле более условной манеры, в которой большее традиционных элементов иконописи. Это направление представляли А. И. Брягин, А. Ф. Котягин.

Клыков

Одним из самых ярких представителей первого течения был мастер Н.П. Клыков, в прошлом большой специалист по «стильному» письму. Заслуга художника в том, что в мстёрской миниатюре он открыл пейзаж и использовал в нем характерные особенности местной природы. Сперва он писал в характерной голубовато-серебристой гамме, разрабатывая мотивы повседневной крестьянской жизни; в последствии все сменилось многоцветьем, однако же, в тоне единого холодного и сдержанного колорита.

 

Евгения Гершкович

   

Мастер А.В. Иванов. Шкатулка «Лесозаготовка».
1939. Мстёра. 242 х 124 х 42 На крышке внутри надпись: «Александру Алексеевичу Собаке от сослуживцев по в/ч 78945 1934–1935 гг. г. Дзержинск»

Увеличитьzoom

   

Мастер Большаков. Коробка «Лето».
1940. Мстёра. 210 х 127 х 52

Увеличитьzoom

   

Мастер В. Овчинников.
Коробка «Разведка».
1936. Мстёра. 155 х 109 х 56

Увеличитьzoom

   

Мастер И. Морозов. Коробочка «Всадники».
1933. Мстёра. 175 х 125 х 55

Увеличитьzoom

© Н. Cеменова. Концепция издания. 2009 | © Е. Гершкович. Тексты. 2009
© И. Тарханова-Якубсон. Дизайн. 2009 | © Д. Талыгин. Дизайн сайта. 2009
© А. Добровинский. Произведения. 2009 | © «Гамма-пресс». 2009

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

e-mail: agitlak@gmail.com