АГИТЛАК/ГЛАВНАЯ

МСТЁРА

ХОЛУЙ

ФЕДОСКИНО

ТЕХНОЛОГИЯ

ПАЛЕХ

Русский народно-художественный промысел лаковой миниатюрной живописи. Отличительная особенность палехского стиля — черный лаковый фон и линеарное, узорное письмо, доставшееся в наследство от владимиро-суздальских иконописцев.

Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное искусство лаковой миниатюры на черных коробочках. Палех существовал уже до XV столетия и принадлежал князьям Палецким. Развитый иконописный промысел бытовал здесь еще в первой половине XVII столетия: многие палехские семейные династии иконописцев (в том числе Кориных, Буториных, Дыдыкиных и Зубковых) восходят еще к XVII веку. Распространение икон среди деревенских жителей так называемыми офенями или ходебщиками привело к появлению расхожей, дешевой иконы и вызвало массовость ее производства в сёлах, лежащих на торговых путях.

Возможно из-за вечного бездорожья в Палех, к тому же лежащий в стороне от рек, мелкие торговецы офени заглядывали не часто; потому-то здесь и развился своеобразный стиль иконописания. «Палехские письма» писались по старинным образцам. Выразительный язык тонких линий, сделанных золотой наводкой по черному лаковому фону, роднил их с традициями Владимиро-Суздальской иконописной школы.

В середине XIX века в Палехе начинают возникать самостоятельные иконописные мастерские (Л. Сафонова, Н. Корина), просуществовавшие вплоть до 1917 года, когда, в поисках средств и работы, мастера-иконописцы вынуждены были искать себе новую область применения.

Решающую роль в судьбе Палеха сыграл Иван Иванович Голиков (1886/87-1937), иконописец бывшей мастерской А. А. Глазунова, увидевший в Кустарном музее в Москве лаковые шкатулки Федоскинской артели. Художнику пришла мысль, что и палешане, умевшие на одной иконе размещать множество «клейм», могли бы создавать оригинальные миниатюры на изделиях из папье-маше. Возможно, этот материал позволил бы им сохранить тонкую технику древней живописи темперой. Первые пробные миниатюры на донышках черных фотографических ванночек из папье-маше положили начало искусству палехской миниатюры в 1922 году.

В 1923 году по инициативе историка и популяризатора народного искусства А. В. Бакушинского в Палехе предпринимается ряд опытов росписи деревянных шкатулок и тарелок на темы русских песен и сказок в духе иконописных традиций. Тем временем к мастерской Глазунова примыкают старейшие палехские мастера, бывшие иконописцы Александр Котухин, Иван Вакуров, Иван Баканов, Иван Маркичев. В декабре 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи», в которую входят: Голиков, Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Маркичев. Дорогостоящий полуфабрикат — заготовки из папье-маше — сначала закупают в Федоскинской артели, но вскоре налаживают собственное производство. В лаковой миниатюре художники используют письмо темперными красками, сохраненное благодаря русской иконописи.

В 1925 году продукция артели была отмечена на Международной выставке декоративных искусств в Париже. В 1928 году в Палехе была организована профтехшкола. Молодое государство было крайне заинтересовано в развитии промысла и сбыте его товара, так как лаковые шкатулки давали Советам необходимую валюту.

В 1930 году Артель входит во «Всекомпромсоюз», а в 1932-ом в Москве открывается выставка «Искусство Палеха». По инициативе М. Горького в 1935 году при Артели создается библиотека и комната для хранения лучших произведений, составивших основу будущего Государственного музея палехского искусства. В том же году «Артель древней живописи» переименована в Товарищество художников Палеха, а профтехшкола реорганизована в художественный техникум.

В 1954 году Товарищество художников Палеха было преобразовано в Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, первым директором которых стал А. Г. Баканов. В 1989 году на основе коллектива Палехских художественно-производственных мастерских были созданы Творческо-производственная организация Союза художников РФ «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», творческая мастерская «Палешане».


Евгения Гершкович

***

«Краска не обманывай, —
Это только знак.
Облака Баканова
Побеждают мрак.

И в лихом разгоне
Сквозь бесовский визг,
Голикова кони
Над судьбой взвились.

Красочною песней
Вакуров Иван
Бросил «Буревестник»
Во враждебный стан.

Мы к былому глухи
Но из прежних грез
Александр Котухин
Птицу-жар унес.

В избах у Зубкова, —
Празднество побед:
Уж деревни новый
Излучают свет.

Жизнь бушует новью,
Вдумайся. Вглядись.
Николай Зиновьев
Краской плавит мысль.

Вот полощут флаги
Над движеньем масс,
Алексей Ватагин —
Сотни смелых глаз.

Путь их не проторен,
Но герой — Данко —
Димитрий Буторин
Светит далеко.

Чуткой кистью водит
Маркичев Иван, —
И Союз проходит
В круге вражьих стран.

Грусть из сердца выкинь,
Строй во все концы,
Аристарх Дыдыкин
Песни да дворцы.

Есть и в древней сказке
Нашей жизни знак
Расцветайте краски,
Золото и лак!»


Из артельной песни палехских художников. 1930-е годы

   

Икона «Преображение Господне».
Начало XIX века. Палех. частное собрание, Швейцария

Увеличитьzoom

   

Гурий Никитин и Сила Савин. «Сцена из жития пророка Елисея». Роспись в храме Ильи Пророка в Ярославле. 1680–1681

Увеличитьzoom

   

Мастера Иван Голиков и Дмитрий Буторин. Коробочка-автошарж «Битва членов правления Артели в принятии сметы за II квартал текущего года».
1926. Палех. 112 х 80 х 33

Увеличитьzoom

   

Мастер Иван Вакуров. Коробочка «Аленький цветочек».
1926. Палех. 85 х 103 х 20

Увеличитьzoom

   

Мастер Иван Голиков. Пенал «Речь Разина к голытьбе». 1927. Палех. В. 136

Увеличитьzoom

   

Мастер Александр Котухин.
Поднос «Коробейники. Ох, полным-полна моя коробушка».
1931. Палех. 216 х 172

Увеличитьzoom

   

Мастер Николай Шилов, по рисунку Ивана Вакурова. Коробка «Трактористка».
1934. Палех. 124 х 127 х 66

Увеличитьzoom

   

Мастер Иван Вакуров. Коробочка «Белопанскую гадину – вон от границ СССР».
1924. Палех. 105 х 75 х 27

Увеличитьzoom

   

Мастер Иван Маркичев. Коробка «Бой красных и белых».
1931. Палех. 240 х 180 x 43

Увеличитьzoom

© Н. Cеменова. Концепция издания. 2009 | © Е. Гершкович. Тексты. 2009
© И. Тарханова-Якубсон. Дизайн. 2009 | © Д. Талыгин. Дизайн сайта. 2009
© А. Добровинский. Произведения. 2009 | © «Гамма-пресс». 2009

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

e-mail: agitlak@gmail.com