АГИТЛАК/ГЛАВНАЯ

МСТЁРА

ХОЛУЙ

ПАЛЕХ

ФЕДОСКИНО

ТЕХНОЛОГИЯ

Папье-маше

Папье-маше (в переводе с французского papier mâché — жеваная бумага). В результате большого ряда операций этот материал получает качества дерева. Потом картон режут на полосы, склеивают клейстером, прессуют в специальных формах и собирают в различные формы шкатулок. После просушки заготовки пропитывают разогретым льняным маслом, затем помещают в сушильные камеры, где температура доходит до 90-100 градусов. Отдельные детали подвергаются столярной обработке. Полуфабрикат шпаклюют, грунтуют черным грунтом и сушат. Затем шлифуют, трижды окрашивают черным лаком и ярко-красной киноварью и полируют. Наконец, изделие покрывают прозрачным лаком, и после просушки оно поступает на стол живописца.


Прием палехского письма

Многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку. Сперва наносят цветовые пятна, затем пишут миниатюры и детали, потом вводят золото и пробел. (пробел. — исполнение светлых частей в средневековой русской живописи: нанесение краски в несколько приемов, увеличивая количество белил в основном тоне).

Для Палеха характерно письмо «плавью» (плавь — нанесение прозрачного слоя краски на сырую красочную поверхность). Палехские шкатулки отличает черный фон, реже — белый или красный. В лаковой миниатюре художники использовали письмо темперными красками, сохраненное благодаря русской иконописи. Краски накладывают на лаковую поверхность последовательно: сперва основную композицию пишут белилами, на те места, где будут светлые тона, белила кладут гуще.

Затем наступает раскрытие цвета, так называемый этап «роскрыши», и только после этого собственно роспись. По роскрыши прорисовывают темным тоном все контуры и световые части композиции — эта стадия у палешан называется «приплавкой». Напоследок происходит отделка красками объемов изображаемых предметов. Заканчивается живопись прописью («пробелкой») золотом.

Палешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике — лессировке или живописи «плавями», заключающейся в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.

Этикетаж

Надписи, позволяющие идентифицировать палехскую вещь, фиксируются на крышке предмета. На нижнем поле ставятся порядковый номер полуфабриката, знак-копирайт, авторские надписи с указанием места (Палех) и датой (год) создания произведения, а также автограф (инициалы и фамилия) художника.



1934: на донце кузовка шкатулки ставилась надпись «Made in USSR(Russia)», которая затем сменилась на «Made in Russia».

1980-1990: на работах «Товарищества Палеха» — товарный знак «Жар-птица», на вещах «Объединения художников Палеха» — «Перо жар-птицы» (1989-1991) и «Жар-птица» (1991).

Федоскинский стиль

Тончайшее письмо маслом (!) лессировками — тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх просохшего плотного слоя по различным подкладкам. В Федоскино различаются два вида письма: «по-сквозному» — живопись прозрачными красками, и «по-плотному» — корпусная живопись, с тщательной прорисовкой деталей, отточенностью рисунка, яркостью, плотным цветом. Просвечивание прокладок (перламутр, сусальное золото, поталь, металлические порошки) через прозрачные слои живописи дает необыкновенный эффект. На подкладку наносится несколько слоев живописи. Края крышки и боковых стенок оформляются перламутром, металлом, инкрустацией, серебряными и золотыми пластинами, сканью.

Постепенно сложился классический федоскинский стиль с характерными двумя видами письма: «по-плотному» (корпусная живопись, с тщательной прорисовкой деталей, отточенностью рисунка, плотным цветом, цветовой насыщенностью) и письмо «по-сквозному» (живопись прозрачными красками, утонченная миниатюра).

Часто использовались перламутровая подкладка, листки сусального золота, наклеенные на лак, металлическийсеребряный порошок. На подкладку наносилось несколько слоев живописи. Края крышки и боковых стенок оформлялись перламутром, металлом, инкрустацией, серебряными и золотыми пластинами, сканью. Внутренняя и наружная поверхность табакерки часто декорировалась «под черепаху», «под бересту», «под слоновую кость», «под малахит», «подперламутр», «под шотландскую ткань», «под красное дерево».


Мстёра

Технология лаковой миниатюры Мстёры похожа на Палех. Здесь также работают темперными красками. Для этого промысла характерен черный фон, совершенно перекрывающийся нанесением фона — пейзажа или архитектуры; фигуры вводятся в живописную ткань, насыщенную многочисленными светлыми тонами. Особую воздушную атмосферу создает введение ажурного орнамента. Золото во мстёрских шкатулках играет меньшую роль, чем в Палехе.

Холуй

Технология лаковой миниатюры Холуя аналогична Палеху. Становление этого промысла шло одновременно с развитием мстёрской лаковой миниатюры. В Холуе используется как светлый фон Мстёры, так и черный Палеха. иногда роспись может заполнять всю поверхность формы.

 

Евгения Гершкович

   

Мастер Михаил Першин. Коробка «Кровавое воскресенье. 9 января 1905 года».
1937. Палех. 123 х 82 х 43 Кровавое воскресенье – события 9 (22 по новому стилю) января 1905 года; один из ключевых моментов в истории России, послуживший толчком к революции 1905 года

Увеличитьzoom

   

Мастер А.А. Котухина Папиросница «Артист Сергей Столяров».
1956. Палех. 102 х 123 х 27 Столяров Сергей Дмитриевич (1911–1969), артист театра и кино, народный артист РСФСР (1969). Снимался в фильмах «Василиса Прекрасная», 1939; «Кащей Бессмертный», 1944; «Иван Грозный», 1944; «Садко», 1952; «Тайна двух океанов», 1956; «Илья Муромец», 1956

Увеличитьzoom

   

Неизвестный мастер. Коробка «Пятиборка».
1938. Федоскино. 86 х 132 х 40

Увеличитьzoom

   

Мастер Родионов. Шкатулка овальная «Теплоход “Россия”».
1953. Федоскино. 193 х 95 х 58

Увеличитьzoom

   

Неизвестный мастер. Шкатулка для хранения перьев и карт. «Воин РККА , принесем свободу Суоми!».
1940. Федоскино. 145 х 96 х 47 В выдвижной коробочке – карты с «рубашками» ОСОАВИАХИМа «Ворошиловский стрелок» и инструкциями пользования винтовкой

Увеличитьzoom

   

Мастер Н. Семенов. Коробка «красноармейский перепляс». 1931. Федоскино. 175 х 188 х 47

Увеличитьzoom

© Н. Cеменова. Концепция издания. 2009 | © Е. Гершкович. Тексты. 2009
© И. Тарханова-Якубсон. Дизайн. 2009 | © Д. Талыгин. Дизайн сайта. 2009
© А. Добровинский. Произведения. 2009 | © «Гамма-пресс». 2009

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

e-mail: agitlak@gmail.com